Казахское ювелирное искусство

 

 

 

Ювелирное искусство казахов развивалось на основе древних традиций наших предков и являлось целым направлением и профессиональным искусством, что предопределялось спецификой производства, а мастерство изготовления ювелирных украшений передавалось исключительно по наследству, от отца к сыну.

Ювелирные украшения – это не просто изделия, это целое искусство и значительная часть национальной культуры казахского народа и ее истории, корни которой уходят глубоко в прошлое.

Ювелиры чаще всего работали с такими материалами, как золото и серебро. Серебро особенно ценилось, и было в ходу. Более дорогими украшениями являлись украшения из серебра с золотым напылением – такие могли себе позволить представители знатных родов. Мастера пользовались различными приемами при изготовлении ювелирных украшений: отливкой по формам, холодной ковкой, штампом и чеканом, насечкой серебра по железу и пр.

Национальные обычаи, традиции и обряды позволили ювелирам расширить ассортимент изготавливаемых украшений: сюда входили женские и мужские украшения, детали для костюмов, головных уборов, туалетных принадлежностей, для столовых приборов, посуды, музыкальных инструментов, оружия и пр. В руках опытных мастеров металл обретал новые формы и блеск, а благодаря методу шлифовки все украшения приобретали идеально гладкую форму. Благородство металла подчеркивалось драгоценными и полудрагоценными камнями: рубинами, сапфирами, изумрудами, бриллиантами, бирюзой, жемчугом и перламутром.

 Казахские ювелиры работали индивидуально и передавали свое мастерство по наследству, из поколения в поколение. В большинстве своем они занимались созданием женских ювелирных украшений, так как украшения для женщин были популярными, в силу своего разнообразия и функциональных особенностей, связанных с различными обрядами и обычаями. Стоит отметить, что украшения пользовались огромным спросом среди всех слоев женской половины общества.    

К съемным украшениям можно отнести браслеты, серьги, кольца, украшения для волос и одежды и пр. К украшениям одежды относятся застежки, пуговицы различных форм, амулеты треугольной формы, узорные бляхи, пояса и пр.

Браслеты создавались методом холодной и горячей ковки. Некоторые браслеты вырезали из серебряных пластинок, сплетали из серебряной проволоки, а полые внутри создавались методом дутья.  

Женские перстни и кольца являлись повседневными украшениями, за исключением массивных перстней, надеваемых в торжественных случаях. Наибольшее распространение имеют перстни со вставкой из камня или стекла. Особый интерес представляют перстни с кастом в виде спирального или зернистого конуса «Отау жүзік» («отау» - юрта, «жүзік» – перстень»). Встречаются перстни в виде птичьего клюва «Құс мұрын». Птица – символ свободы и независимости. Такое кольцо носили незамужние девушки, а выходя замуж, забирали кольцо с собой. В течение года девушку могли навестить старший брат или дядя и если девушка передавала им құс мұрын, значит она стала полноправным членом семьи мужа. Перстень «құдағи-жүзік» («кольцо сватьи») имеет сакральное значение и является символом единения двух начал, такое кольцо зачастую дарили свахи свекрови за покровительство и доброе отношение к невестке.

Что касается украшений для волос, то тут ювелиры имели огромный выбор при создании украшений. Широкое распространение получили накосные украшения.

Обязательным атрибутом женского туалета девушек являлись звенящие накосные подвески – «Шашбау». Шашбау крепились у основания кос и спускались по всей длине волос. Это украшение подчеркивало красоту и густоту волос, олицетворяющих девичью красу. Согласно казахским поверьям, в волосах обитает часть души, поэтому шашбау было призвано охранять волосы, звоном своих колокольчиков, отпугивая нечистые силы.

 

 

 

Излюбленным женским украшением также являлись подвески из серебряных блях на цепочках – «Шолпы». Шолпы считаются одними из самых сложных и нарядных украшений. Шолпы состояли из двух цепочек блях, подвешенных с помощью кольца к крупному серебряному медальону. Вместо бляшек часто применялись серебряные монеты, тогда эта подвеска называлась шаш-тенге. Монетки при движении создавали мелодию, соответствующую походке каждой девушки. Именно по звучанию шолпы, нередко судили о характере и нраве молодой девушки.

 

«Шекелік» – это височники, крепящиеся за петли головного убора или за волосы у виска. Казахские национальные украшения отличались своей массивностью и исключительной торжественностью. Поэтому шекелік чаще всего надевали в торжественных случаях.

 

 

 

Серьги являлись любимым и постоянно носимым украшением женщин. Самыми популярными считались серьги в форме полумесяца, иногда с вырезанной звездой с внутренней стороны. Серьги было принято носить с самого детства и на протяжении всей жизни. Поэтому и разновидностей серег – великое множество: треугольные серьги – амулеты, остроконечные, черненые, лунные, с колокольчиками, с камнями и пр. 

Нагрудные украшения для женщин заслуживают отдельного и особого внимания, так как являлись оберегом. Тұмарша – амулет на шею. Согласно древнему поверью, он оберегает владельца от несчастья, сглаза, порчи и прочих напастей. Его изготавливают треугольной формы из кожи или цветных металлов, внутрь кладут текст с молитвами, клочок верблюжьей шерсти или перо филина, считающиеся священными. Декорированный орнаментом или инкрустированный камнями, этот амулет носят и как оберег, и как украшение.  

 

 

 

Нагрудная подвеска «Өңіржиек» прямоугольной формы представляет собой три полые прямоугольные пластины, скрепленные по вертикали цепочками с подвесками из ромбов и бубенчиков. Өңіржиек носили замужние женщины и кормящие мамы, чтобы защитить грудное молоко от сглаза. 

При изготовлении нагрудных подвесок мастера использовали различную технику – литье, штамповку, чеканку или чернение.

С рождения и до самой смерти женщины носили национальные украшения, которые могли рассказать о своей хозяйке практически все: замужем она или нет, ее возраст, происхождение и пр.

История возникновения и становления казахского ювелирного искусства как отдельного и независимого ремесла вдохновила нас на создание эксклюзивной коллекции панно «Шашбау», «Шекелік», «Тұмарша». Коллекция настенных панно станет прекрасным украшением интерьера и отдаст некую дань многолетней работе опытных казахских ювелиров.  

Menu